imageskto-javljaetsja-osnovopolognikom-sistemy-fizicheskogo-obrazovanija-v-rossii-thumb.jpg

Физическое воспитание

В России основоположником научной системы физического воспитания, является Пётр Францевич Лесгафт (1837—1909). В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Физическое воспитание — это учебный процесс, направленный на формирование физической культуры личности. Понимаем мы это или нет — начинается физическое воспитание с момента рождения нового человека.

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру.

В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определённых физических упражнений и высокой двигательной активности. Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Причём эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. В период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по разному влияет на организм человека.

Физическое воспитание

Беременным женщинам рекомендуют делать упражнения до получаса в день и до пяти дней в неделю. Чтобы начать физические упражнения после родов необходимо проконсультироваться с врачом, он подскажет, какие упражнения будут для вас безопасны, и когда их можно начинать. Т.е. той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать биологический и духовный потенциал.

Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма (функциональная анатомия). Учёный рассматривал физические упражнения, как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека.

Также как и Сеченов, Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями.

Важная цель физического образования — умение управлять своими движениями, т.е. ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Лесгафт обращал большое внимание на содержание физического образования — использование упражнений и игр как метода познания.

Смотреть что такое «Физическая культура» в других словарях:

Помещений в большинстве учебных заведений для гимнастики нет, и она проводится в пыльных коридорах. А несколько раньше ученица Лесгафта С.М. Познер так сказала по этому поводу: «…Нельзя сказать, что вопрос о физическом образовании находится в загоне: он просто не существовал…».

П.Ф. Лесгафт — создатель отечественной системы физического воспитания (образования). Окончив с серебряной медалью гимназию, в 1856 г. поступил в Медико-хирургическую академию. С конца третьего курса он увлекся анатомией, которая затем стала делом всей его жизни. В медицинских кругах его впоследствии стали называть «поэтом анатомии».

Лесгафт Пётр Францевич это:

В 1861 г. Лесгафт окончил академию и остался там же работать преподавателем анатомии и врачом-патологоанатомом. В 1865 г. он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года — вторую диссертацию, на степень доктора медицины и хирургии.

Однако в 1871 г. Лесгафт вынужден был навсегда покинуть Казань, так как был уволен из университета. Дело в том, что Лесгафт написал статью в «Санкт-Петербургские ведомости» о нарушениях педагогической этики рядом профессоров университета. В результате министр народного образования издал распоряжение о его увольнении и лишении права преподавания.

Лесгафт вернулся в Петербург и частным образом руководил кружком по анатомии при Военно-медицинской академии. В практическом плане ему удалось добиться лишь организации в 1877 г. двухгодичных учебно-гимнастических курсов для офицеров при Второй военной гимназии. При должной поддержке курсы могли перерасти в институт, но этого не произошло, и дело свелось к подготовке лишь 14 человек.

Физическая рекреация

Летом Лесгафт обычно уезжал на Волгу, в имение Красное близ Рыбинска. Лесгафту для проживания маленький домик, в котором раньше жил мельник. Живя в деревне, Лесгафт был занят главным образом лечением больных крестьян, которые стекались к нему толпами даже из соседних губерний.

Нередко больные крестьяне приезжали к нему и в Петербург. В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай…

В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам. К этому времени относятся и события, связанные с открытием знаменитых курсов Лесгафта.

Критически оценивая и анализируя в настоящее время систему физического образования П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней немало и ошибочных положений. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности.

Еще интересное: