imagesdrama-eto-rod-literatury-narjadu-thumb.jpg

Драма (род литературы)

Драма это один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма как род литературы включает в себя множество жанров. Критерии различения лирики, эпоса и драмы надо искать в других сферах. Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении.

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

В отличие от других прозаических и стихотворных произведений, драматические произведения имеют жёстко заданную структуру. Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Эпичностью называют величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведений («Война и мир» Л.Н. Толстого).

И наконец, лиризм — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Она сформировалась на основе эволюции театральных представлений: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее возникновение как рода литературы. В ней доминирует драматизм — свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное и насущное для человека остается неосуществленным или находится под угрозой.

В народной средневековой и восточной драме, а также у Шекспира, в «Борисе Годунове» Пушкина, в пьесах Брехта место и время действия меняются часто, что сообщает изображению как бы эпическую свободу. На максимально компактном овладении пространством и временем настаивала эстетика классицизма; провозглашенные Н.Буало «три единства» сохранились до 19 века («Горе от ума», А.С.Грибоедова). В 19-20 веках склонность героев традиционно-поэтической драме «витийствовать до полного истощения сил» (Ю.А.Стриндберг) нередко воспринимается отчужденно-иронически, как дань рутине и фальши.

Роды и жанры литературы

А.С.Пушкин. О трагедии, 1825), Э.Золя и Л.Н.Толстой. Подобная ограниченность драмы преодолевается ее сценическим воспроизведением: интонации, жесты и мимика актеров (порой фиксируемые писателями в ремарках) запечатлевают оттенки переживаний героев. Однако и новая драма сохраняет элементы «неправдоподобия». Хотя в образной системе драма неизменно доминирует речевая характеристика, ее текст ориентирован на зрелищную выразительность и учитывает возможности сценической техники.

Драма и высказывание персонажей

Вместе с тем существуют драмы, предназначенные лишь для чтения. Проблематична установка Пушкина на сценичность в «Борисе Годунове» и особенно в маленьких трагедиях. Сценическое «достраивание» драмы, при котором обогащается и в значительной мере видоизменяется ее смысл, имеет важную художественно-культурную функцию.

В современной драме обрели важную роль трагикомедии и трагифарсы, преобладающие в театре абсурда. У истоков европейской драмы — творчество древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. Пафос свободы личности и протест против буржуазности передавались через яркие события, легендарные или исторические, облекались в исполненные лиризма монологи.

Значение слова ДРАМА в Словаре литературоведческих терминов

Социально-психологическая драма представлена творчеством А.Н.Афиногенова, Л.М.Леонова, А.Е.Корнейчука, А.Н.Арбузова, позже — В.С.Розова, А.М.Володина. Л.Г.Зорина, Р.Ибрагимбекова, И.П.Друцэ, Л.С.Петрушевской, В.И.Славкина, А.М.Галина. Драма 20 века порой включает в себя лирическое начало («лирические драмы» Метерлинка и А.А.Блока) или повествовательное (Брехт называл свои пьесы «эпическими»).

Лирика и проблема лирических жанров

Слово драма произошло от греческого drama, что в переводе означает — действие. Роды и жанрылитературы – один из мощнейших факторов, обеспечивающий единство и преемственность литературного процесса. Попытки классифицировать литературу по родам предпринимались уже в античности, например, Платоном.

Эпос и его жанры. Важнейшие признаки эпоса

Даже по отношению к античной литературе такая методология было недостаточно гибкой, а последующее развитие литературы и вовсе ставит ее под сомнение. И уж совсем недопустимо использовать в качестве такого критерия оппозицию «стихи – проза». Другое дело, что в современной литературе лирика, действительно, чаще всего ассоциируется со стихами, а эпические жанры – с прозой.

Несколько упрощая гегелевскую терминологию, можно сказать, что в основе эпоса лежит объективность, то есть интерес к миру самому по себе, к внешним по отношению к автору событиям. В основе лирики – интерес к внутреннему миру индивида (прежде всего автора), то есть субъективность.

Чаще всего в основе драмы лежит конфликт – столкновение индивидуальных стремлений. Проясняя этот тезис, можно сказать, что, например, у Грибоедова в «Горе от ума» объективно показан конфликт индивидов (Чацкого и представителей фамусовского общества).

Принципы построения драмы

В русском литературоведении XIX века и в советской науке именно гегелевский подход (в интерпретации Белинского) был, безусловно, доминирующим. Читаемая в книге лирика – это уже другое, там активную коммуникативную роль играет аудитория (читатель).

Театр 20 века, успешно осваивающий практически любые жанровые и родовые формы литературы, стирает былую границу между собственно драмой и драмой для чтения. Можно сказать, что это некоторые выработанные столетиями «условия обитания» слова в литературе. В XIX веке классическую схему членения литературы на роды предложил Г. Гегель.

Еще интересное: