imagesopery-na-proizvedenija-pushkina-ruslan-i-ljudmila-1.jpg

Руслан и Людмила (опера)

Баян предрекает в своих песнях беду, грозящую Руслану и Людмиле. Руслан побеждает Черномора и спешит к Людмиле. Женихи на руку Людмилы — витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф, которые окружают прекрасную княжну. Свадебный пир. За столом сидит Светозар, по обеим сторонам от него Руслан и Людмила. Людмила думает только о своем возлюбленном Руслане. В первой своей песне Баян предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: «За благом вслед идут печали, / Печаль же — радости залог».

Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых — Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим.

Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Все засыпают. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну. Руслан находит хижину волшебника Финна. Здесь молодой витязь узнает, что его невеста находится во власти злого карлика Черномора. Любовь Наины обратилась в великую злобу, и теперь она будет мстить всем влюблённым.

Горислава, Ратмир, Руслан

Вдруг появляется злая волшебница Наина. Она советует ему идти домой, обещая «добыть» для него Людмилу. Картина 3. Тем временем Руслан уже далеко. Её чаровницы заманили к себе Ратмира и не отпускают его, лишая воли, обольщая его песнями, танцами и своей красотой. Помешать чарам Наины пытается её пленница Горислава, покинувшая свой гарем в поисках Ратмира. Но появляется Финн и освобождает героев.

Но вот наконец Руслан попадает во дворец Черномора. Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество. Руслан видит, что его невеста спит мёртвым сном, невольная ревность охватывает витязя. Но Ратмир и Горислава успокаивают его. Руслан забирает её и, сопровождаемый друзьями и бывшими рабами Черномора, покидает дворец, устремив свой путь на Киев в надежде там разбудить юную княжну.

Картина 2. В гриднице Светозара в Киеве оплакивают прекрасную Людмилу, которую никто не может разбудить. Её принёс похитивший её Фарлаф, но разбудить её он не в силах. Слышен шум приближающихся всадников — это Руслан с друзьями. В ужасе трусливый Фарлаф. 1842 году, в те ноябрьские дни, когда в Петербурге впервые давалась опера «Руслан и Людмила».

Раздались звонкие и продолжительные рукоплескания, торжественно вызывали сперва меня, потом Петрову. Партитура переделывалась и подвергалась сокращениям, которые нарушали логику музыкального развития.

Столь же высоко оценил исполнение Касторским партии Руслана Б. Асафьев. Все четверо выходят вместе;Руслан уныньем как убит;Мысль о потерянной невестеЕго терзает и мертвит. Но иногда свой нежный взорНежнее на певца бросала…Решусь: влюбленный говорун,Касаюсь вновь ленивых струн;Сажусь у ног твоих и сноваБренчу про витязя младого.

Надо признать, однако, что поводом для такого представления о работе над оперой послужили в какой-то мере слова самого Глинки. Вот что он писал в своих «Записках»: «В 1837 или 1838 году, и зимою, я однажды играл с жаром некоторые отрывки из оперы «Руслан». Надо сказать, что на этом участие Бахтурина (если верить Глинке, что это его план) и закончилось.

Во дворце злого Черномора музыкой и танцами развлекают Людмилу. Потом Ратмира должна убить Наина. Такая же участь ждет и Руслана. Впоследствии один из защитников «Руслана и Людмилы», В. Стасов, назвал оперу «мученицей нашего времени».

Еще интересное: