imagessochinenie-korotkoe-chem-tak-privlekal-narod-tvorchestvo-skomorohov-thumb.jpg

Скоморохи и их роль в развитии народной культуры

Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. На рубеже XVI и XVII веков возрастает роль скоморохов. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи. С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных областей России, вынужденные под давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию.

К XVI веку относятся документы, свидетельствующие и о том, что искусство служило скоморохам источником заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду», «гудочную плату». В течение XVI-XVII вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами.

Скоморох – важный элемент русского фольклора. Ее составляли устное народное творчество, обряды, традиции, поверья и обычаи, уходящие своими корнями в языческое прошлое. Особое место в этом ряду занимает смеховая культура. Скоморохи – площадные лицедеи. Основной массив русских скоморохов составили народные потешники.

Языческий народный театр

Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками оппозиционных настроений. Скоморохи веселили народ, часто выступали в роли обличителей социальной несправедливости, помогали людям советом.

Смеховая культура скоморохов была подлинно народной, доступной, понятной и носила демократический характер. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками.

Действия, производимые скоморохом во многом сходны с западноевропейскими способами карнавального увеселения. Сущность скоморошеских действий направлена на деструкцию порядка и стабильности, выступающих в обличье довлеющей над обществом необходимости. В условиях широких международных связей, осведомленность Киевской Руси о византийском театральном искусстве была вполне оправданной.

Первоначально деятельность скоморохов была не большой. До эпохи репрессий скоморохи (первая половина XVII века) делились на две группы. Первую составляли «описные», то есть самые оседлые, приписанные к какому-нибудь городскому или сельскому обществу скоморохи, вторую же – вольные, гулящие, «походные».

Образуется сословие городских оседлых скоморохов. Оседание скоморохов вызывалось, несомненно, усилившимся спросом на их искусство в городах. Объединение скоморохов в ватаги, в какой-то степени, послужило благоприятной почвой для создания народных драм с большим числом действующих лиц, то есть драм больших жанров. Стоглавым собором в 1552 г. было отмечено объединение скоморохов ватаги, которые скитались по русской земле в поисках заработка.

Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего искусства в народных разудалых плясках. По определению «Домостроя», специальностью скоморохов было «плясание и сопели, песни бесовские». В репертуаре скоморохов всякого рода комические песни и сценки, которые показываются молодежи и детям в кукольных театрах за деньги.

Глава 3. Трагическое осмысление эпохи Ивана Грозного в историческом романе «Князь Серебряный».

В 1571 году скоморохи были взяты в придворный штат, чтобы обслуживать зрелища в специальном Потешном чулане. Это дает основание полагать, что в XVI-XVII веках происходит отраслевая специализация скоморохов. Ремесло скомороха, как и предмет его служения – смех, во всем противостоит официальному мировоззрению с его социальными нормами и религиозными догмами (смирением, самоуничижением, скорбью и др.).

Русская церковь, впрочем, не санкционировала этот смех – церковник и скоморох приблизительно до XV века существовали, скорее, в разных сферах, создавая особую двойственность культуры и антикультуры. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в IX в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили.

Аналогичный процесс наблюдается и в истории западных скоморохов (гистрионов, жонглеров). 1068 г. впервые упоминаются в летописях скоморохи. Скоморохи были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены; они же вместе с тем были и единственными представителями светской музыки в России. Внешний вид скоморохов говорил о занятиях «бесовским» промыслом: они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом.

Еще интересное: