imagesizlogi-chast-glavy-proselochnaja-doroga-sovremennym-jazykom-thumb.jpg

10 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского..

10 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского… С. 161 – 162. Первое издание «Жития преподобного Михаила Клопского» было осуществлено более ста лет назад (Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушеле-вым-Безбородко.

Мы же ли сих чюдеса презрим не проповедуем?» . Впрочем, В. М. Тучков не сразу согласился с предложением святителя написать новое «Житие преподобного Михаила». Мне же не хотящу повинутися и бояхся запрещение», – читаем мы в послесловии к житию . При этом владыка дал ему предшествующую редакцию жития «Написание чюдесем и жительству…

Можно думать, что В. М. Тучков был благодарен святителю Макарию за то, что тот настоял на написании жития вопреки его первоначальному отказу, и автор «руку… Житие, составленное В. М. Тучковым, содержит предисловие, затем следует текст самого жития. Оно содержит описание нескольких прижизненных и посмертных чудес святого. В новой, третьей, редакции «Жития преподобного Михаила Клопского» устранены новгородские просторечные слова и выражения, язык стал возвышенным, а содержание более назидательным.

Сразу после Собора 1547 года, на котором был канонизован преподобный Михаил Клопский, первый русский царь вступил в брак, венчавшись с Анастасией Романовной. Можно говорить, что В. М. Тучков духовно был связан не только с Новгородом, но и с Вологодской землей, этой северной Фиваидой.

2 ПСРЛ. Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 576. Об этом событии писали историки Церкви (См.: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. 6 Пашкова Т. И. Местное управление в Русском государстве первой половины XVI века. Наместники и волостели. М., 1871. С. 203 – 217; Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII – XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний.

Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах. М., 1978. Т. 2. С. 66 – 71; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви.

16 Смирнов И. И. О тучковской редакции Жития Михаила Клопского // Исторические записки. 18 Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском» как исторический источник и памятник русской публицистики периода Ливонской войны // Славяно-германские культурные связи и отношения.

С. 143. Сведения о посещении апостолом Андреем Русской земли автор жития мог заимствовать из Пролога, с которым он, несомненно, был знаком. Публикации и исследования. 21 Там же. Аналогичным образом поступил позднее и другой макарьевский книжник – священник Василий, в монашестве – Варлаам. Предисловие написанного им «Жития преподобного Саввы Крыпецкого» начинается с проповеди апостолов по «страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

24 Белозерцев Г. И. О стилистических особенностях редакций Жития Михаила Клопского // Памятники русского языка. Исследования и публикации

Можайск, 2000. Вып. 7. С. 201 – 202.). Интересно отметить, что к этому времени относится построение каменного храма в Грузине взамен предшествовавших деревянных. Храм в Грузине становился хранилищем общерусской святыни, что и вызвало, видимо, его возведение в камне» (Седов В. В. Древняя церковь Андрея Первозванного // Архитектура и строительство России.

И, наконец, 3 октября 1997 года определением Святейшего Патриарха и Священного синода она была преобразована в Успенский Колоцкий женский монастырь

30 Калиганов И. Появата на Житието на Георги Нови в старата руска литература // Език и литература. Очевидно, написание жития и вызвало создание службы. 31 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). С. 232. Прим. 3. Канон иеромонаха Ильи помещен вторым в нынешней службе преподобному (См.: Минея. Январь. 32 Святитель Макарий в миру носил имя архистратига Михаила.

А подписал царя и Великаго князя дьяк Юрьи Сидоров. С тех пор ежедневно на Полунощнице насельницы монастыря молитвенно обращаются к особо почитаемым святым Колоцкой обители и среди них к преподобному Кириллу Белозерскому. Некий бедный поселянин именем Лука нашел висящую на дереве икону Богородицы с Младенцем и предстоящими Николаем Чудотворцем и Илией Пророком. В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные и получать исцеления.

Спустя пять лет милость Божия к благочестивому и боголюбивому князю Андрею запечатлелась в явлении чудотворной иконы в Колоче

Собрав большое богатство, Лука возвратился в Колочу, где для иконы он поставил церковь, а для себя построил хоромы, нанял слуг, завел охоту и зажил, как князь, равняясь с князем природным. Колочская была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей время своего возвышения.

Примерно в то же самое время он постригал в своем монастыре преподобных Кирилла и Ферапонта

В Москве навстречу чудотворной иконе из Колочи с крестами вышли митрополит Фотий с епископами, князья, княгини и великое множество народа. Два имени, причастных к основанию Колочского монастыря, – бедного поселянина Луки и князя Андрея Можайского, – донесли до нас летописи.

И. С). Полякам было известно, что он использовался как место ссылки и в нем находился их соотечественник Кардовский, слуга пана Бучинского

Однако в качестве его можно рассматривать ответное послание князю преподобного Кирилла Белозерского. В 1389 году семилетний князь Андрей получил по завещанию отца не только Можайск, ставший его стольным городом, но и приобретение прадеда, Ивана Калиты, Белоозеро. А в 1398 году пришедший на Белоозеро вместе с Кириллом преподобный Ферапонт основал там монастырь в честь Рождества Божией Матери.

И, если обратятся, отводит Господь от них Свой гнев, мимо проносит скорбь, обращает печаль в радость и проявляет на них Свою милость. Чудотворная Колоцкая икона Богородицы оставила свою обитель, и след ее затерялся в одном из храмов города Гжатска (ныне – город Гагарин Смоленской области. Е. С). В Можайске же до недавнего времени списки с этой редкой Богородичной иконы можно было увидеть лишь в церкви святых праведных Иоакима и Анны и в церкви Илии Пророка.

С. 150. См. также: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества // Исторический вестник. 35 Свадьба первая царя и великого князя Иоанна IV Васильевича с Анастасиею Романовною Юрьево-Захарьиной в 1547 году //Сахаров И. Сказания русского народа.

Еще интересное: