imagesstrany-v-kotoryh-prinjato-levostoronnee-dorognoe-thumb.jpg

Левостороннее и правостороннее движение

Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. В части провинций движение было левосторонним, а в других правосторонним. У автомобилей водительское место должно находиться со стороны встречного потока — слева в странах с правосторонним движением и справа в странах с левосторонним.

Ещё в древности выяснилось, что соглашение о том, по какой стороне дороги ездить — левой или правой — сильно сокращает количество лобовых столкновений и заторов. На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана.

В зависимости от метода передвижения, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает. Езда в многоместном экипаже — левостороннее. Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем правомерно — ни в одной стране воины не были большинством.

Дорожное движение

По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом). Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее.

Эта норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения. В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны».

На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Но эта версия ошибочна, поскольку пропустить судно, приближающееся справа, означает разойтись левыми бортами, то есть согласно правилам правостороннего движения.

Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств.

Во времена Великой Французской революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — в тех странах установилось правостороннее движение. Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение.

В Австрии сложилось вообще любопытное положение. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним. Самым известным в истории стал День «H» (швед.Dagen H) в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. На Красной площади9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении.

Еще интересное: