imagesskolko-friktsionnyh-nakladok-imeet-suhoe-dvuhdiskovoe-stseplenie-thumb.jpg

Двухдисковое сцепление

Диски сцепления разделяются на ведущие и ведомые. На маховике двигателя установлено сухое двухдисковое сцепление. В зависимости от количества дисков различают многодисковые и двухдисковые сцепления. По числу ведомых дисков различаются одно — или двухдисковое сцепление. Средний ведущий диск 6 ( рис. 123) сцепления имеет рычажный механизм 4, автоматически устанавливающий диск в среднее положение при выключении сцепления.

С помощью сцеплений, устанавливаемых на двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, имеется возможность временно разъединить двигатель и силовую передачу при переключении шестерен в коробке передач. Такое соединение дает возможность перемещаться дискам в осевом направлении и одновременно обеспечивает передачу крутящего момента от маховика к нажимному и среднему ведущему дискам. Для установки пружин 20 в кожухе сцепления имеются направляющие стаканы, а в нажимном диске — направляющие стержни.

Ведомые диски 25 невзаимозаменяемы и также установлены на шлицах первичного вала в определенном положении. Они состоят из ступицы, диска с фрикционными накладками и гасителя крутильных колебаний.

Муфта 11 выключения сцепления свободно посажена на втулку, которая одновременно является и крышкой подшипника первичного вала коробки передач. В муфте выключения сцепления имеются два прилива, в отверстия которых вставляются сухари для упора вилки 13 выключения сцепления и предохранения муфты от износа. На переднюю проточку муфты выключения сцепления посажен специальный упорный шарикоподшипник.

Отсутствие этого зазора приводит к неполному включению сцепления. Уход за сцеплением в основном заключается в проверке свободного хода педали, смазке привода и подшипника муфты выключения.

Нельзя использовать пробуксовку сцепления для уменьшения скорости движения автомобиля. Существует много различных типов сцепления, но большинство основано на одном или нескольких фрикционных дисках, плотно сжатых друг с другом или с маховикомпружинами. Усилие от педали сцепления передается на механизм механическим (рычажным или тросовым) или гидравлическим приводом.

Центральная часть диска сцепления — ступица — имеет шлицевое соединение и перемещается по первичному валу коробки передач. После отпускания педали муфта выключения сцепления с выжимным подшипником возвращаются в исходное положение под действием пружин. На легковых автомобилях, как правило, применяется сцепление с диафрагменной нажимной пружиной, вместо большого числа рычагов включения и цилиндрических пружин.

При отпускании педали детали движутся в обратном порядке, диафрагменная пружина возвращается к форме усечённого конуса, сцепление включается. Сцепление с диафрагменной нажимной пружиной легче и дешевле сцепления с рычагами, требуется меньше регулировок при ремонте. При обратном движении отжимные пружины способствуют равномерному прижатию промежуточного диска ко второму ведомому и нажимного — к первому ведомому.

При нажатии на педаль усилие через тягу и золотник передаётся на вилку выключения сцепления. Воздух через впускной клапан поступает в пневмокамеру, она за счёт давления помогает нажать вилку выключения сцепления. Это вызвано тем, что мотоциклетные двигатели (как двухтактные, так и четырёхтактные) имеют объединённый картер двигателя и коробки передач (отливаются в одном блоке).

Двухдисковое сцепление

Ведомый (внутренний) барабан сцепления установлен на том же первичном валу КПП подвижно на шлицах и закреплён гайкой. Фрикционные накладки наклеены на ведущие диски и сделаны из пробки или специальной пластмассы. Плавное включение сцепления происходит благодаря тому, что пары ведущих и ведомых дисков, разделённые слоем масла, одновременно не «схватываются».

Сцепление автомобилей КамАЗ-4310 и УРАЛ-4320

Поломка ведущего диска сцепления из-за нарушения температурного режима работы (перегрев). Пробуксовка — при отпущенной полностью педали сцепления диски проскальзывают один относительно другого. Если причина в ведомом диске, то его нужно демонтировать и осмотреть на предмет деформаций и механических дефектов. Неполное выключение сцепления обнаруживается при включении передачи, когда автомобиль неподвижен, это сопровождается сильным «хрустом» шестерён и ведёт к износу коробки передач.

Принцип работы сцепления

Возможно, ведомый диск сцепления не передвигается по шлицам (загустела или загрязнилась консистентная смазка). Первичный вал коробки передач вставляется в шарикоподшипник, расположенный в углублении маховика; возможно «ведение» сцепления связано с неисправностью этого подшипника. В двухдисковом сцеплении данная проблема возникает при замасливании и последующем склеивании ведомых и нажимных дисков.

Силовая передача. Сцепление

При попадании воздуха в гидравлический привод выключения сцепления возможно «проваливание» педали, и как следствие — неполное выключение сцепления. Педаль сцепления не возвращается в первоначальное положение, произошло отсоединение возвратной пружины. Если при выключении сцепления слышен сильный шум, создаваемый выжимным подшипником — это говорит о его износе. При движении вторую и последующие передачи включают, отпуская сцепление более быстро, но без «бросания».

Регулировка и обслуживание сцепления ДТ-75

Нельзя удерживать машину на подъёме за счёт пробуксовки сцепления, для этого существует стояночный тормоз. Запуск двигателя производится в нейтральном положении коробки передач, однако для полной уверенности следует при запуске выключать сцепление, затем плавно его включать.

На многих современных автомобилях пуск двигателя возможен только при выжатом сцеплении, для чего контролируется положение педали, и эта информация передаётся в электронный блок управления двигателем. В таком случае двигатель запускают с выключенным сцеплением, а после небольшого прогрева, когда двигатель начнёт работать более-менее устойчиво, плавно пытаются включить сцепление.

Кольца 3 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 2 и сохраняя размер между кольцами и упорными планками. Приспособления, повышающие чистоту выключения сцепления, должны обеспечить зазор между дисками в момент выключения сцепления.

Еще интересное: