imageso-krasotov-tri-eskiza-na-ukrainskie-temy-slushat-thumb.jpg

Верь в себя и ничего не бойся

В Адажио и Сонатине Р. Еникеева нашли отражение неоклассицистские тенденции татарской музыки. Наряду с теми четырьмя композиторами, творчестве которых представлено в публикуемом сборнике, в области фортепьянной музыки успешно работают и другие польские мастера.

С 1959—1969 был постоянным участником мастер-классов профессора Ю. А. Фортунатова и профессора Н. И. Пейко (Иваново, Москва). С 1966 года член Союза композиторов Украины. С 1999 года — почетный профессор композиторского факультета Тяньцзинского музыкального университета (Китай).

Родился 6 мая 1936 года в Одессе. В 1959 году окончил Одесскую консерваторию по классу композиции Т.С. Малюковой, ф-п. — Б.А. Чарковского, истории музыки — А.Л. Когана. Танец пастухов В. Тигранян. Этюд В. Тмгранян. Пьеса В. Араратан. Весна В. Тигранян. Танец Г. Сараджян.

С давних пор эта музыка отличалась национальной самобытностью. На рубеже XIX и XX столетий начался новый период расцвета польской фортепьянной музыки, связанный с именем такого блистательного мастера, как Кароль Шимановский.

Шелюто родился 23 июля 1884 года в Петербурге. Музыкальное образование он получил в Варшавской консерватории под руководством известного композитора Зыгмунта Носковского, ученика Монюшко. Начиная с 1905 года он на протяжении трех лет совершенствовался в игре на фортепьяно под руководством Леопольда Годовского и завоевал после этого известность как пианист и композитор.

Родился Войтович 5 декабря 1899 года в украинском городке Дунаевцы (недалеко от Каменец-Подольска). В 1945 году Войтович вернулся к творческому труду, создав Вторую симфонию, за которой последовали и другие произведения, в том числе большой цикл «12 этюдов для фортепьяно» (1948).

Фортепьянные этюды композитора, в которых разнообразие техники сочетается с глубокой поэтичностью содержания, завоевали признание далеко за пределами Польши. Он пишет музыку к фильмам, драматическим спектаклям и радиопостановкам, сочиняет камерно-инструментальные ансамбли, романсы и массовые песни, великолепно владея в то же время оркестровым письмом.

Витольд Рудзиньский известен в нашей стране не только как композитор, но и как выдающийся музыковед. Родился Рудзиньский 14 марта 1913 года в России, в городе Себеже. Так, композитор Тадеуш Шелиговский, опера которого «Бунт жаков» с успехом шла в Москве во время гастролей Познаньского театра имени Монюшко, создал концерт, сонату и ряд пьес для фортепьяно. Две сонаты, сонатину и большой цикл этюдов написала Гражина Бацевич, соната, вариации и ряд детских пьес для фортепьяно входят в список сочинений Казимежа Сероцкого.

Сборник фортепианных сочинений композиторов Татарии ставит перед собой задачу познакомить юных исполнителей с самобытной татарской музыкой. В эмоцюжально-образном строе татарской музыки, особенно в сфере лирики, много своеобразного. Как всякая национальная музыкальная культура, татарская фортепианная музыка воплотила особенности национального характера татарского народа.

Отсюда некоторая созерцательность, присущая татарским лирическим темам (Н. Жиганов — «Сказка», тема «Адажио» Р. Еяикеева). Импровизационность сохраняется и в характере исполнения орнамента на фортепиано. Он играется ритмически гибко, непринужденно, с небольшим расширением в начале орнаментальной группы.

Армянская церковь в Черновцах и девятикупольный деревянный собор без единого гвоздя под Днепропетровском

В трактовке орнамента в татарской музыке последнего десятилетия наблюдаются новые интересные явления. Вместе с расширением круга образов в национальных инструментальных сочинениях проявляется тенденция драматизации орнамента.

Шимановский входил в содружество мастеров, возникшее в 900-х годах и получившее название «Молодая Польша в музыке» (по аналогии с группой писателей «Молодая Польша»). Все эти произведения свидетельствуют о прочных связях композитора с самобытными традициями отечественной музыки и, вместе с тем,— о смелости его творческих исканий.

Еще интересное: