imagesprokofev-sergej-sergeevich-gody-gizni-i-smerti-thumb.jpg

Сергей Сергеевич Прокофьев

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева. В 1956 году она была реабилитирована и освобождена, позднее выехала из СССР. Лина Прокофьева умерла в 1989 году в Англии. Весной 1936 г. Сергей Прокофьев с семьей обосновался в Москве.

С 1908 года выступал в качестве солиста, исполняя собственные произведения. Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева стал более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм.

Память о Прокофьеве живет

Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Типичные примеры в музыке этого периода: балет «Ромео и Джульетта» и опера «Обручение в монастыре». Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. В том же году его первая супруга была арестована и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря.

Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма. Если 6-я симфония со временем получила признание прокофьевского шедевра, то «Повесть о настоящем человеке», опера нестандартная и экспериментальная, остается недооценённой.

Прокофьев вошёл в историю как новатор музыкального языка. Своеобразие его стиля наиболее заметно в области гармонии. На протяжении всей жизни Прокофьев использовал особую форму доминанты, позже получившую название «прокофьевской», в основном виде и в разновидностях. Это особенно чувствуется во 2-й (1924) и 3-й (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный ангел» и «Любовь к трём апельсинам».

Музыкальные критики не скупились на негативные отзывы, особенно в этом преуспевал Л.Л. Сабанеев. Культ точ­но­сти, ко­то­рый Прокофьев ис­по­ве­до­вал с дет­ст­ва и до кон­ца жиз­ни, на­шёл вы­ра­же­ние в его ув­ле­че­нии шах­ма­та­ми. Прокофьев был довольно сильным шахматистом, большой интерес общественности вызвал его матч с Давидом Ойстрахом в Москве в 1937 году, выигранный Ойстрахом.

Современники отмечали, что ярким был даже внешний вид Прокофьева. Он мог позволить себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде, но при этом всегда одевался со вкусом. Ещё во время учёбы в консерватории у него сложились теплые дружеские отношения с Н. Я. Мясковским, которые длились на протяжении всей его жизни. Несмотря на значительное различие музыкальных стилей С. В. Рахманинова и С. Прокофьева, отношения у них были вполне приемлемыми.

7. маэстро и апельсины

Несмотря на их некоторые разногласия, Шостакович высоко ценил музыку Прокофьева, даже испытал его некоторое влияние. Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева — открыто 1-го июня 1966 года (г. Северодонецк Луганской области).

4. портрет с автографом

Музей С. С. Прокофьева — открыт 24 июня 2008 года по адресу Камергерский переулок, д 6/5 в квартире № 6, где жил, работал и скончался С. С. Прокофьев. В музее собраны нотные и литературные автографы композитора, редкие фотографии, документы и личные вещи Прокофьева.

Памятник Прокофьеву возле музыкальной школы им. Прокофьева в Москве (1991, скульптор — В. Х. Думанян, архитектор — А. В. Степанов). Фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». В 6 лет он сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в 9-10 лет сочинил и записал оперы «Великан» и «На пустынных островах». В 11 лет мальчик был представлен музыканту и педагогу Сергею Танееву, который признал у него музыкальный талант и рекомендовал серьезно заниматься музыкой.

В 1904 г. в возрасте 13 лет Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Еще в годы учебы в консерватории он начал концертную деятельность. Становление Прокофьева как композитора протекало в сложной обстановке, когда во всех областях искусства происходили поиски новых тем и форм, появлялись новые течения. Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах, его музыкальное мышление было настолько новым, что Прокофьев часто оставался непонятым.

Не сложились у Прокофьева отношения только с И. Ф. Стравинским. В 1909 г. Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 г. — по классу фортепиано. Два раза Сергей Прокофьев приезжал в Россию с концертами. Своеобразие стиля Прокофьева проявляется и в оркестровке.

Еще интересное: