imageskakoe-dvigenie-v-rossii-pravostoronnee-ili-levostoronnee-thumb.jpg

Левостороннее и правостороннее движение

Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. В части провинций движение было левосторонним, а в других правосторонним. У автомобилей водительское место должно находиться со стороны встречного потока — слева в странах с правосторонним движением и справа в странах с левосторонним.

Ещё в древности выяснилось, что соглашение о том, по какой стороне дороги ездить — левой или правой — сильно сокращает количество лобовых столкновений и заторов.

На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана. В зависимости от метода передвижения, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Езда с форейтором — правостороннее. Езда верхом — левостороннее. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.

Когда в России утвердилось правостороннее движение?

Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем правомерно — ни в одной стране воины не были большинством. На Красной площади9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении. По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом).

Страны с левосторонним движением

Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее. Эта норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения. В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека.

В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков. На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге.

Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучера сидели наверху.

Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на некоторые страны мира (свои колонии и зависимые территории). Но эта версия ошибочна, поскольку пропустить судно, приближающееся справа, означает разойтись левыми бортами, то есть согласно правилам правостороннего движения.

Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств. Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны.

Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — в тех странах установилось правостороннее движение.

Когда же левостороннее движение наиболее предпочтительно?

Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. В Австрии сложилось вообще любопытное положение. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. После появления автомобилей в Европе в различных странах были различные правила движения.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним. Самым известным в истории стал День «H» (швед.Dagen H) в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее.

Еще интересное: