Алексей Михайлович

Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович (в «Истор. Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность.

Мало тёмных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Известно, что Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации армии. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка, выполненное самим государем.

Как записал он в своем дневнике: (11 апреля 1659 года «Полковник (Бауман) показал нам тоже чертеж пушки, которую изобрел сам великий князь (царь Алексей Михайлович)». Алексей Михайлович очень интересовался европейской прессой, с которой знакомился по переводам, выполненным в Посольском приказе.

Алексей Михайлович был настолько увлечен звёздным небом, что в начале 1670-х гг. он, через руководившего Посольским приказом А. С. Матвеева, попросил датского резидента достать ему телескоп. Царь Алексей возмужал и уже более не нуждался в опеке; сам он писал Никону в 1651 году, «что слово его стало во дворце добре страшно». Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть.

Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. С целью занять денег для ведения войны с Польшей и Швецией Алексей Михайлович направил в 1656 году в Венецию дипломата Ивана Чемоданова, но его посольство не выполнило своей задачи.

Сегодня, 9 мая в истории:

На другой стороне царь-всадник на скачущем коне, по кругу надпись: «Божиею милостию великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя России». Реляция о военном походе его царского величества Алексея Михайловича в Литву против Польского короля Яна Казимира, 1654 г. (Перевод с польского)//Витебская старина.

А с другой стороны, годы правления Алексея Михайловича названы «бунташным веком». При Алексее Михайловиче начался процесс сближения русской и западно-европейской культур. На трон Алексей Михайлович взошёл в 16 лет, как и его отец. К царствованию его готовили, он получил хорошее образование, знал иностранные языки, разбирался в философии.

1.Внутренняяя политика

Период правления Алексея Михайловича называют « бунташным веком», потому что было много восстаний народа. Алексей Михайлович (Тишайший) (19 марта 1629 — 26 января 1676) — второй русский царь (14 июля 1645 — 26 января 1676) из династии Романовых, сын Михаила Фёдоровича.

Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов.

Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. На 14-м году жизни царевича торжественно «объявили» народу, а в возрасте 16 лет он вступил на московский престол. Он редко посещает своих подданных… Когда Царь отправляется за город или в поле для увеселений, он строго приказывает, чтобы никто не беспокоил его просьбами.

В круг интересов царя входила астрология. В последние годы жизни царь увлекся европейской музыкой. Царь поспешил тайно отправить любимого им Б. И. Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь, а народу выдал окольничего Траханиотова.

Направления деятельности

Патриарху Никону было поручено провести церковную реформу. Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Большой Московский собор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон без разрешения царя оставил церковь и отрекся от патриаршества, тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви.

На Земском соборе, созванном по этому поводу в Москве, (1 (11) октября 1653 решено было принять казаков в подданство и объявлено о скорой войне с Польшей. После сдачи Смоленска23 сентября царь вернулся в Вязьму.

В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки)

Осенью 1656 года с Речью Посполитой было заключено Виленское перемирие. Во время войн 1654—1658 годов царь часто отсутствовал в Москве, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и непочтительно стали относиться к патриарху.

Сложилась конфликтная ситуация в отношениях царя и патриарха

В 1654 году царь распорядился из накопленных в казне талеров отчеканить рубли. На одной стороне был изображен орёл в квадрате (картуше) и в орнаментах, дата буквами и надпись «рубль». Ефимок с признаком» и его доли (полуефимок и четвертина) имели хождение в основном на Украине. С падением Никона не уничтожено было главное его нововведение: исправление церковных книг. Многие священники и монастыри не согласились принять эти новшества.

Шамин С. М. Куранты XVII столетия: Европейская пресса в России и возникновение русской периодической печати. Действия и решения царя были таковы, что они нередко приводили к бунтам и восстаниям, которые жестоко подавлялись. По его распоряжению был организован перевод на русский язык иностранной литературы, трактатов, исторических и научных трудов.

1645: «Соляной бунт» начался в Москве и прокатился по всей стране. Но Никон действовал жестко и без дипломатического такта, в результате спровоцировав церковный раскол. Она была начата из-за земель, захваченных Польшей во время Смуты в 1609-1611 гг, и несогласия Речи Посполитой с воссоединением Украины с Россией. Царь был набожным человеком, привечал к себе богомольцев и нищих, в первые годы царствования поддерживал кружок « Ревнителей благочестия».

Алексей Михайлович инициировал церковный суд на Никоном. При Алексее Михайловиче произошёл церковный раскол. Вербное Воскресенье в Москве в царствование Алексея Михайловича. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. Яркой личностью периода правления Алексея Михайловича был СимеонПолоцкий. Данный материал можно использовать, выполняя задание № 25: историческое сочинение по эпохе Алексея Михайловича Романова.

Алексей Михайлович
5 (100%) 1 vote

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *